Степан Осипович Макаров 1848-1904. Трагическая
гибель вице-адмирала Макарова в начале
русско-японской войны 1904 - 1905 гг. стала
невосполнимой потерей для российского военного
флота, которому он самозабвенно служил более
сорока лет. Степан Осипович прославился не
только как флотоводец: он был и видным ученым,
исследователем, изобретателем,
путешественником. Выходец из народа, одаренный
ясным и практичным умом, Макаров выделялся среди
морских начальников смелостью идей и умением
воплощать их в жизнь, мужеством, необыкновенной
работоспособностью, пониманием нужд моряков.
Родился Степан Осипович Макаров в 1848 г. в семье
выслужившегося из нижних чинов флота прапорщика
Осипа Федоровича, женатого на дочери отставного
унтер-офицера. Раннее детство мальчик провел в
Николаеве, девяти лет переехал с семьей в
Николаевск-на-Амуре. Там он поступил в морское
училище, готовившее штурманов; благодаря своим
способностям был замечен главным командиром
порта контр-адмиралом Козакевичем и назначен на
тихоокеанскую эскадру. Плавал на различных
кораблях, осваивая морское дело, успешно
выдержал выпускные экзамены в училище. По
ходатайству Козакевича перед высшими
инстанциями в Петербурге Макаров в 1867 г. был
произведен в гардемарины с зачислением в
воспитанники Морского кадетского корпуса. После
двухлетних учебных плаваний в Атлантическом
океане Степан Осипович заслужил производство в
первый офицерский чин - мичмана. Уже в 1867 г. он
напечатал в "Морском сборнике" свою первую
научную статью - "Инструмент Аткинса для
определения девиации в море".
В первом же офицерском плавании на броненосной
лодке "Русалка" в 1869 г. Макаров начал
исследовать проблему непотопляемости корабля
(толчком к этому послужила авария "Русалки",
севшей на мель и едва не затонувшей). Молодой
офицер предложил новаторские идеи: о разделении
корабля на водонепроницаемые отсеки, об
установлении магистральных трубопроводов с
мощными помпами и ответвлениями в отсеках,
использовании специальных пластырей для
заделывания пробоин. В дальнейшем Макаров много
раз обращался к исследованию проблемы
непотопляемости корабля и опубликовал на эту
тему несколько трудов.
В 1876 г. Степан Осипович был переведен на
Черноморский флот. В это время на Балканах зрела
война, и Макаров выдвинул проект, в котором
предложил переоборудовать быстроходные паровые
корабли для перевозки минных катеров в район
стоянки судов противника с целью производства
атак. Получив в свое командование пароход
"Великий князь Константин", лейтенант
Макаров за четыре месяца кропотливой инженерной
работы переоборудовал его в соответствии со
своим проектом, чем положил начало созданию
миноносных кораблей и торпедных катеров. К
началу русско-турецкой войны в апреле 1877 г.
пароход встал в боевой строй и вскоре начал
крейсерские действия у турецких Анатолийских
берегов. Макаров осуществил несколько успешных
атак турецких кораблей спускаемыми на воду
катерами, использовал шестовые мины, впервые в
русском флоте применил самодвижущуюся
мину-торпеду Уайтхеда. Менее чем за год он
получил шесть наград: золотое оружие, ордена
святого Владимира 4-й степени и святого Георгия
4-й степени, чин капитан-лейтенанта, капитана 2-го
ранга, звание флигель-адъютанта. Успехи Степана
Осиповича выдвинули его в число лучших молодых
офицеров флота.
После окончания войны Макаров занимался
эвакуацией войск, а в 1880 - 1881 гг. был привлечен
генералом М.Скобелевым к участию в
среднеазиатской Ахалтекинской экспедиции. На
новом театре военных действий он организовывал
водную доставку грузов и припасов из Астрахани в
Красноводск. Знаменитый Скобелев был
чрезвычайно доволен своим помощником по морской
части, и в знак взаимного расположения они
обменялись Георгиевскими крестами (со
скобелевским Георгием Макаров не будет
расставаться до последнего дня своей жизни).
В конце 1881 г. Степан Осипович был назначен
командиром парохода "Тамань", стоявшего
стационаром в Константинополе. Корабль почти не
двигался, что побудило Макарова 'заняться
исследованием течений в проливе Босфор.
Написанный в результате этих исследований труд
"06 обмене вод Черного и Средиземного морей"
был удостоен премии Российской Академии наук. С
1882 г. капитан 1-го ранга Макаров служил на
Балтийском флоте, постоянно выдвигал новые идеи
по улучшению оборудования кораблей и их боевого
использования. В 1886 - 1889 гг., командуя
парусно-винтовым корветом "Витязь", он
совершил кругосветное плавание из Кронштадта -
через Магелланов пролив, Иокагаму, Сингапур,
Суэцкий канал, Гибралтар. Степан Осипович провел
многие гидрологические и метеорологические
наблюдения, которые затем изложил в двухтомной
работе «"Витязь" и Тихий океан». Плавание
получило широкую известность и принесло
исследователю новые награды от Академии наук.
В 1890 г. Макаров, произведенный в контр-адмиралы,
стал младшим флагманом на Балтийском флоте, в
следующем году - главным инспектором морской
артиллерии. Сочетая инспекторскую работу с
исследованиями, он изобрел бронебойные
наконечники к артиллерийским снарядам, которые
впоследствии успешно использовались в
русско-японской войне. С 1894 г. Степан Осипович
командовал эскадрой в Средиземном море, держа
флаг на броненосце "Николай 1", затем с
эскадрой перешел в Тихий океан. В связи с
агрессией Японии против Китая (1894 - 1895 гг.) он
предложил командующему тихоокеанской эскадрой
адмиралу Тыртову ряд мер по укреплению флота на
случай войны. В отличие от многих высших
петербургских сановников и военно-морских чинов
Макаров предвидел возможность столкновения с
Японией и отчетливо представлял трудности этой
войны. Результатом раздумий флотоводца-ученого
над проблемой боевой готовности русского флота
стал его капитальный труд "Рассуждения по
вопросам морской тактики" (1897 г.). В труде с
эпиграфом "Помни войну" он изложил основы
ведения эскадренного боя кораблями броненосного
флота, большое внимание было уделено также
анализу роли морального фактора в морских
сражениях. Свои мысли о подготовке к войне
вице-адмирал (этот чин Макаров получил в 1896 г.)
отстаивал в комиссиях по обсуждению
судостроительной программы и вооружению
приморских крепостей. Он настаивал на разработке
плана ведения возможной войны на Дальнем
Востоке, на скорейшем укреплении Порт-Артура и
Владивостока, но Военное и Морское министерства
действовали очень медленно, не поручая
энергичному адмиралу ни новых дел, ни новых
постов.
В конце 90-х гг. Макаров переключил свою энергию
на арктические исследования, и плодом его
деятельности стал первый в России ледокол
"Ермак". Самый мощный в мире ледокол
строился в Ньюкасле по его инициативе, под его
наблюдением и приличном участии Степана
Осиповича в конструировании многих узлов. В
марте 1899 г. он перешел на построенном ледоколе из
Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского
залива, затем совершил поход в Ревель (Таллин).
После этих испытаний Макаров водил "Ермак" в
арктические экспедиции к Шпицбергену, Земле
Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой
Земли. В 1899 г. Степан Осипович был назначен
главным командиром Кронштадтского порта. При
спасении в 1900 г. броненосца "Генерал-адмирал
Апраксин" у острова Гогланд по предложению
Макарова использовалась радиосвязь -
изобретение А.С.Попова.
Помня о надвигающейся войне с Японией, Степан
Осипович сожалел, что ему не поручают
дальневосточных дел. "Меня не пошлют, - писал он
осенью 1903 г. своему другу моряку Ф.Врангелю, - пока
не случится там несчастия; а наше положение там
крайне невыгодно". Макаров по-прежнему много
писал, в 1903 г. издал труд "Без парусов", в
котором он изложил свои взгляды на обучение и
воспитание личного состава парового военного
флота.
В конце января 1904 г. грянула война с Японией, и
сразу же Макаров обратился к морскому министру с
письмом, где высказал свои опасения по поводу
судьбы тихоокеанской эскадры и Порт-Артура.
Первые дни войны подтвердили опасения мудрого
моряка: русский флот был атакован японцами, понес
ощутимые потери и, отступив в Порт-Артурскую
гавань, оказался в сложном положении. В феврале
высочайшим повелением Макаров был назначен
командующим флотом на Тихом океане, и ему
пришлось своей жизнью заплатить за те ошибки,
которые он тщетно пытался предотвратить с
Кронштадта.
Прибыв в Порт-Артур 24 февраля и на месте
ознакомившись с ситуацией, Макаров начал
энергично действовать. Вслед за инструкциями для
боя, организации сигнальной связи, перекидной
стрельбы, разведения котлов, разосланными по
эскадре, он приступил к практическому обучению
экипажей. Командующий организовал регулярные
выходы эскадры в море для производства
маневрирования и стрельб, ведение тщательной
разведки противника, постановку минных и других
заграждений в Порт-Артурской гавани, траление
мин противника на внешнем рейде. Макаров
запросил в Морском министерстве переброски по
железной дороге из Балтики в Порт-Артур в
разобранном виде восьми миноносцев и
неразобранных сорока двадцатитонных миноносок,
но эта просьба так и осталась без внимания. Все же
благодаря усилиям командующего Тихоокеанский
флот оживал, в нем появился дух бодрости и
инициативы. Дважды Макарову активными
действиями своих кораблей удалось предотвратить
попытки японского флота адмирала Того запереть
русскую тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде и
заблокировать Порт-Артур. В этих боевых
действиях командующий принимал личное участие.
30 марта 1904 г. Степан Осипович выслал отряд
миноносцев в разведывательный рейд, а на
следующее утро, узнав, что один из миноносцев
("Страшный") расстреливается японцами в
море, выслал ему на выручку крейсер "Баян",
затем и сам вышел в море, держа флаг на броненосце
"Петропавловск". Отогнав неприятеля и
преследуя его, Макаров встретил главные силы
японского флота и повернул назад, в
Порт-Артурскую гавань. В 2,5 милях от берега
"Петропавловск" подорвался На японской
якорной мине, от взрыва мины произошла детонация
боезапаса в носовом артиллерийском погребе, и в
результате нового мощного взрыва корабль быстро
затонул. Так погиб вице-адмирал Макаров.
С гибелью любимого командующего офицеры и
матросы поняли, что утеряна последняя надежда на
улучшение положения. И в действительности, узнав
о Гибели Макарова, японцы резко активизировали
свои действия на море и суше; в декабре они
овладели Порт-Артуром, затем разбили русские
эскадры, пришедшие с Балтики, в Цусимском
сражении. Поражение России в войне стало
неизбежным.
Степан Осипович Макаров погиб на 56-м году жизни,
честно исполняя свой долг по защите родины. Перед
светлой памятью русского флотоводца и
ученого-новатора склонили голову друзья в России
и люди далеко за ее пределами. В честь его был
назван броненосный крейсер, в Кронштадте и
Николаеве сооружены памятники. Славный моряк
оставил потомкам свыше пятидесяти научных работ.
http://hronos.km.ru/biograf/makarov.html
|