В середине лета 1834 года обанкротившийся торговец промышленным оборудованием из Филадельфии, по имени Чарльз Гудиер (Charles Goodyear)
вошел в Нью-Йоркский магазин одной фирмы-производителя каучуковых
товаров. Он показал управляющему каучуковый клапан, свое изобретение. Но
тому было не до клапанов – полка за полкой тянулись непроданные
резиновые изделия, превратившиеся в странную клейкую массу, – на улице
стояла нестерпимая жара. Клиенты возвращали свои покупки, а компания
несла сверхогромные по тем временам убытки – 20 тысяч долларов. «Резиновая
лихорадка» 30-х годов XIX века закончилась так же внезапно, как и
началась. Поначалу каждый хотел заполучить непромокаемые вещи, и фабрики
не справлялись с выполнением заказов. Но, увы, публика быстро
разочаровалась в одежде, становящейся твердой, как кость, зимой и
липко-жидкой в жару. Ни одна из молодых «резиновых» компаний, основанных
на протяжении тех пяти лет, не выжила. Инвесторы теряли миллионы… 34-летний Гудиер
положил свой клапан в карман и, вернувшись домой в Филадельфию, занялся
экспериментами. Если резина липкая, – рассуждал он, – то почему бы не
подмешать в нее что-то абсорбирующее, например, похожий на тальк порошок
магнезии, продававшийся в аптеках? Первые попытки закончились
неудачей – с наступлением лета его резина превратились в пасту. Как-то
он попробовал добавить в свою резину два вещества – ту самую магнезию и
негашеную известь, затем вскипятил все это и смешал. И получилось
неплохо. Настолько неплохо, что его изобретение получило медаль на
Нью-Йоркском торговом шоу. Пытаясь «раскрутить» новый продукт, Гудиер
применил все свое умение в попытке декорировать блеклые образцы, красил
их, полировал, придавал рельеф. Израсходовав все материалы, однажды он
начал переделывать уже оформленные образцы и применил азотную кислоту,
чтобы снять бронзовую краску. Краска стала черной, и наш
естествоиспытатель снова выбросил образец. Спустя несколько дней он
вспомнил, что в этом выброшенном образце ему что-то показалось
необычным, достал его из мусорной корзины и понял, что именно – азотная
кислота сделала материал практически таким же сухим и гибким, как ткань.
Это была самая лучшая когда-либо кем-либо полученная резина. Но все еще
жидкая в жару и твердая зимой. После пяти лет поисков Гудиер
был близок к сделке хоть с самим дьяволом. Выживал он только благодаря
сердобольному фермеру, живущему по соседству, – тот бесплатно снабжал
его молоком и незрелой картошкой. Великое Открытие пришло к нему зимой
1839-го. Гудиер использовал в своих экспериментах серу (может,
сделка с дьяволом все-таки состоялась?). Хотя сам он предпочел опустить
детали дальнейших событий, современники запомнили все так. Одним
февральским днем он зашел в супермаркет, чтобы продемонстрировать свою
каучуко-серную формулу. Как показалось покупателям, находившимся в
магазине, обычно спокойный изобретатель слегка помутился в рассудке –
крича что-то типа «Эврика!» и распространяя специфичный запах серы и
жженой резины, он размахивал руками, пытаясь показать каждому что-то
липкое и неприятно пахнущее. Это «что-то» ненароком попало на
раскаленную печку. Когда печка охладилась и Гудиер соскреб с нее
нечто, очень похожее на кожу, он понял, что у него получилось! Начался
долгий путь испытаний. Наконец изобретатель выяснил, что наиболее
удовлетворительные результаты дает давление в комплексе с нагревом в 270
градусов по Фаренгейту на 4-6 часов. На всемирной выставке в Париже Гудиер
уже демонстрировал павильон, сделанный целиком из резины, там же (уже в
который раз!) попал за долги в тюрьму, а выйдя из нее, получил
Рыцарский Крест Ордена Почетного Легиона от императора Наполеона III. Умер он в 1860-м, как и положено великим изобретателям, в нищете, оставив наследникам долг $200 000. Имя
этого весьма и весьма незаурядного человека решил дать в 1898 году
своей новообразованной компании Фрэнк А. Сейберлинг. Полное название
компании – Goodyear Tire & Rubber Company.Резина goodyear38-летний
основатель приобрел для компании первое производственное помещение за
3,5 тысячи долларов, взятых взаймы у родственника. Это была бывшая
фабрика по переработке соломы в городе Акрон. Резину и хлопок, которые
были кровью тогдашней экономики, надо было привозить со всего мира в
город, не имевший доступа к водным путям, только используя весьма и
весьма ограниченные возможности железнодорожного транспорта тех лет. Но
если с местом и оплошали, то время было самое подходящее – на 1890-е
приходился «пик» велосипедного помешательства. К тому же начиналась эра
безлошадных экипажей, позже названных автомобилями. Итак, 29 августа
1898 года была основана Goodyear Tire & Rubber Company с капиталом в $100,000. Имея
штат всего из тринадцати сотрудников, компания начала с производства
шин для велосипедов и телег. В ее программе были пожарные шланги и даже
резиновые фишки для игры в покер. В
1901 году в газетной рекламе впервые появился сохранившийся до нынешних
времен логотип с крылатой сандалией, созданный Фрэнком Сейберлингом «по
мотивам» символики бога торговли – Меркурия. В том же году он предложил
одному начинающему автопроизводителю использовать в гонках на его же
автомобиле шины Goodyear. Гонка была выиграна. А звали производителя
Генри Форд.В 1903-м была запатентована бескамерная шина, в 1908-м – первая всепогодная. А в 1909-м в истории Goodyer
открылась «аэрокосмическая» страничка – компания представила на суд
общественности первые специальные шины для самолетов. До этого
приземление осуществлялось либо на лыжи, либо на велосипедные шины. В
1910-м, с открытием завода в Канаде, компания начинает выход на
международные рынки. Год спустя шины Goodyear уже «летели» через
весь континент – от Лонг-Бич в Нью-Йорке до Лонг-Бич в Калифорнии.
Перелет, естественно, не беспосадочный, занял 84 дня. В 1912-м поднялся в
воздух первый дирижабль фирмы. Тогда же Goodyear стартовала в Европе – было открыто лондонское представительство.В
1918-м, отправив из Акрона в Бостон экспедицию Wingfoot Express,
компания на практике доказала возможность трансконтинентальных
автомобильных грузовых перевозок. До этого единственным приемлемым
транспортом для сухопутных перевозок на дальние расстояния признавались
лишь железные дороги. В этом же году Американский флот получил от фирмы
свой первый дирижабль. Флот – потому, что большие, комфортабельные и
«дальнолетные» дирижабли в то время относились больше к кораблям, чем к
авиации.20-е ознаменовались для фирмы выпуском
первой в мире внедорожной шины и приобретением у немецкой фирмы Zeppelin
лицензии на производство дирижаблей жесткой схемы. Кроме того, был
открыт первый европейский завод, и снова в Англии.В 1932-м Goodyear
разрабатывает гидравлические тормоза для самолетов. Несколько позже им
нашли и наземное, автомобильное применение. В 1933-м флот получает два
заказанных пять лет назад «жестких» дирижабля – Macon и Acron, для
производства которых был сооружен крупнейший в мире док. А еще через год
была представлена шина с индексом «М+S», или «грязь+снег». 1935. Goodyear представляет шины для землеройных машин. Goodyear разрабатывает первую ошипованную зимнюю шину.1937-й.
Приближается вторая мировая война. К ней готовятся во всем мире, не
исключение и США – фирмой создана первая в Америке шина из синтетической
резины Goodyear – синтетический материал был практически идентичен резине.1941-й.
Война началась. Резиновые плоты, спасательные жилеты (естественно,
резиновые) и, конечно же, шины использовались не только в армии и на
флоте США, но и поступали по ленд-лизу союзникам, включая и нашу страну.В 1947-й – разработана первая (вы еще не устали от этого слова?) шина из новейшего тогда материала – нейлона, а в 1948-м Goodyear стала первой компанией, использовавшей рекламу на телевидении.1951-й. Произведена полумиллиардная шина Goodyear
— 7.60-15 WSW Super Cushion, а продажи впервые превысили $1 млрд. Три
года спустя, по заказу Hudson & Manhattan Railroad, фирма произвела
первый в мире движущийся тротуар.1964-й. Крейг
Бридлав на автомобиле Spirit of America (на шинах, конечно, Goodyear)
стал первым человеком, достигшим скорости в 600 миль в час.В
1970-м фирма достигла небывалых высот. На сей раз в прямом смысле —
Транспортер модульного оборудования («луномобиль») корабля Apollo 14,
впервые побывавшего на Луне, был оборудован шинами Goodyear’s XLT.1971-й. Goodyear
обеспечивает гигантские карьерные самосвалы крупнейшими в мире шинами
высотой в 11,5 фута и весом в 7000 фунтов каждая. Тогда же отделение Goodyear
Aerospace заканчивает разработку тормозных дисков из углепластикового
композита. Впервые примененная в авиации, эта технология позднее будет
адаптирована к болидам Formula1.В 1976-м
отделение Chemical Division начало производство первых бутылок из PET,
тех самых всем теперь известных прозрачных пластиковых бутылок. А в
сотрудничестве с клиникой города Кливленда то же отделение разработало
экспериментальное искусственное сердце.1977-й. Goodyear
представляет первую всесезонную радиальную шину – Tiempo, а десятилетие
спустя — новое семейство высокоскоростных шин Eagle. Тогда же отделение
Engineered Products поставило примерно 170 миль резиновых шлангов для
заправок самолетов и вертолетов Корпуса Морской Пехоты США. А еще через
два года начаты поставки потребителям очередного миллиарда шин – уже
четвертого.1987-й. Goodyear представляет
ZR-S, первую шину с индексом скорости «Z». Это означает, что она
рассчитана на скорости свыше 149 миль в час, то есть свыше 240 км/ч(!).
Поднялся в небо новейший, самый большой и наиболее технически
совершенный дирижабль – The Spirit of Akron.В 1989-м Goodyear производит первую асимметричную шину — для истребителя ВВС США F-15. 1992-й. Goodyear
представляет Aquatred – шину с уникальным, отформованным в протекторе
каналом для отвода воды. Эта шина задает новые стандарты в управлении на
влажных покрытиях – технология получила наибольшее количество наград за
всю историю мировой шинной промышленности. В тот же год Goodyear
предлагает, заметим, снова впервые в мире, устойчивую к проколам шину
как серийное, устанавливаемое за дополнительную плату, оборудование для
автомобиля Chevrolet Corvette – даже после полной потери давления Goodyear
GS-C EMT (Extended Mobility Tire) может использоваться на протяжении
примерно 50 миль (80 км) при езде со скоростью 55 миль в час (88 км/ч).В
1995-м приобретением контрольного пакета акций компании TC Debica –
лидирующего производителя легковых шин на Польском рынке – компания
начинает свою экспансию в Восточную Европу.1998-й. Goodyear
объявляет о разработке новой технологии производства шин IMPACT
(Integrated Manufacturing Precision Assembled Cellular Technology),
уменьшающей производственные издержки вдвое. 1999-й. Goodyear
формирует альянс в $1 миллиард долларов с Sumitomo Rubber Industries
Ltd, что делает Goodyear крупнейшей шинной компанией в мире. Этот альянс
расширяет права Goodyear на принадлежащую Sumitomo торговую марку Dunlop.2000-й
и далее. Становится крупнейшим в мире поставщиком сервисных услуг для
грузовых шин, создав совместное предприятие с Treadco, которое
объединяет сервисные центры грузовых шин и шиноремонтные предприятия США
в сеть, состоящую почти из 200 сервисных центров и 77
шиновосстановительных заводов. Заключено соглашение с Michelin о
совместной работе по объединению лучших достижений её системы Pax и
технологии изготовления безопасных шин продлённой мобильности Goodyear.
Совместное предприятие на условиях 50/50 включает в себя соглашения об
исследованиях и разработках, лицензирование патентов каждой компании и
создание глобальной сервисной сети для автомобилей автопарка. Компания Goodyear
представила новейшую шину Aquatred 3 из популярного ассортимента шин
Aquatred. Новая шина имеет повышенное сцепление на мокрой и сухой
поверхности, улучшенную управляемость, комфортабельность езды и
износостойкость протектора по сравнению с её предшественницей.Aquatred 3 Заключён
союз на закупки через интернет с пятью другими шинными компаниями,
получивший название RubberNetwork.com. Такая базирующаяся на всемирной
паутине платформа предназначена обеспечить лёгкий доступ и эффективную с
точки зрения стоимости среду, в которой десятки тысяч предприятий могут
покупать и продавать товары, обмениваться информацией о прогнозах,
материально-производственных запасах, выписке счетов, отгрузке и
проектировании изделий в реальном времени — и экономить средства.
Сегодня продажи Goodyearнамного
превышают десяток миллиардов долларов, а первый миллиардный рубеж был
преодолен 53 года назад. На компанию работает свыше ста тысяч человек по
всему миру, а заводы только ее европейского филиала расположены в
Польше (торговая марка Debica), Германии (Fulda), Словении (Sava), Франции, Италии, Люксембурге, Великобритании и Турции. http://goodyear.intershina.ru/
|