Главная » 2011 » Июнь » 1 » В чём очарование старых американских автомобилей? Элвис купил маме Кадиллак
01:05
В чём очарование старых американских автомобилей? Элвис купил маме Кадиллак
Она так прекрасна – моя 409-ка! (Строка из композиции «409» ансамбля The Beach Boys).
Американский автомобиль в сознании обывателя издавна выглядит огромным,
вытянутым в длину, грубо скалящимся хромированными зубами радиаторной
решётки. Как говорят на авто ру : сейчас, хотя Штаты давно перешли на малолитражки по японскому образцу и
скучноватые минивэны, отделанные вместо хрома пластиком под цвет
кузова, наша память ещё хранит образ надменного американца в белом
летнем костюме, противосолнечных очках, с кофром фотокамеры, сигарой – и
в огромном сверкающем авто.
Одна рука на дверце, пальцы другой небрежно касаются рифлёного обода
рулевого колеса, будто изготовленного из рогов редкостного горного
барана…
Как складывалась история автомобилизации Америки? Первыми покупателями
автомобилей в Новом Свете были нувориши больших городов. Они выписывали
из Европы роскошные Мерседесы, Фиаты и Рено
с мощными по тем временам моторами в 40–60 «лошадей». Следуя этой моде,
местные автопредприятия просто копировали дорогие иномарки, вплоть до
контуров радиатора. Конкуренция была острейшая, игроки выбывали
десятками с оглушительными банкротствами, не успев продать и сотни
машин, многих подводило низкое качество и соответственно надёжность, но
технически заурядные авто тоже не пользовались спросом.
Рядовому потребителю, решившему сменить лошадь на мотор, помпезные
фаэтоны и спидстеры, в которых приходилось ездить чуть ли не лёжа, были
не по карману, да и не отвечали его запросам. Для фермеров и торговцев
предлагались слегка изменённые и оснащённые моторчиком в несколько сил
дрожки и фургоны. Подобный транспорт изготавливали, среди прочих,
предприятие братьев Студебейкер, заводы Рэнсома Олдса и Генри Форда с
Генри Леландом. Задняя скамейка у лёгких моторизованных тележек легко
заменялась на короб для поклажи, у фургонов рундуки для груза служили и
скамейками, поклажу и пассажиров можно было защитить от дождя тентом на
каркасе из дуг.
Революцию в американском автопроме совершил пущенный Генри Фордом
конвейер. Поначалу считалось, что массово можно выпускать только дешёвые
тарахтелки для бедняков, но «Форд» модели Т оказался весьма
многоцелевой машиной, на которую можно было поставить практически любой
кузов, вплоть до представительского ландоле. Затем другие производители
переняли фордовские методы, и с конвейеров пошли солидные Шевроле,
Студебейкеры, Хадсоны.
Не
освоившие конвейерный метод автофабриканты начали один за другим
уходить с рынка. Из них сохранились лишь немногие, создавшие себе
репутацию изготовителей элитнейшего товара для миллиардеров. Этот сектор
рынка был строго ограничен, и войти в него новичкам удавалось редко.
Зато те, кто освоился в этой среде, предлагали богатым клиентам с Пятой
авеню роскошные авто с замысловатым дизайном.
Тем временем слегка поднявшемуся среднему классу хотелось разнообразия.
Уловив это поветрие, крупные дилеры, а затем и сами заводы стали
предлагать на выбор сочетания из двух-трёх ярких расцветок кузова,
разделённых хромированными молдингами, дополнительные аксессуары типа
кожухов для запасных колёс, сдвоенных сигнальных горнов и крыльев
стремительных очертаний. В каталоге любой фирмы, помимо деловых седанов,
присутствовали модные родстеры и вместительные сабурбаны для воскресных
выездов всей семьёй.
Более дорогие автомобили предлагались с обширным выбором кузовов и
длинным списком комплектующих, устанавливавшихся за отдельную плату.
Здесь были стеклоочистители с электрическим моторчиком, сигналы поворота
со светящейся стрелкой, дополнительные багажные решётки, фары-искатели с
изогнутой хромированной рукоятью, выведенной в салон, наружные
солнцезащитные козырьки, зеркала заднего вида, крепившиеся к крыльям или
установленным по бокам капота запасным колёсам…
Обитый кожей дорожный сундук или плетёная корзина для багажа зрительно
удлиняли автомобиль. Это смотрелось стильно, и владельцы предпочитали
так ездить постоянно. Длину автомобиля подчёркивали вытянутые, плавно
ниспадающие крылья. У открывающихся кузовов тент выполняли низким, с
оттянутой назад задней стенкой.
Классический Кадиллак 50-х годов во всей своей красе (Фото: Д. Леонтьев, личный архив)
В конце 20-х годов кузовные мастера освоили выпуск кабриолетов
– эти кузова стоили недёшево, зато годились для любой погоды. Надёжно
защищающий от снега и дождя тент поднимался легко и быстро. Силуэт
кабриолетов повторял солидные закрытые седаны и купе, отличительной
особенностью были хромированные рамки стёкол, облегчавшие их опускание
внутрь дверей. Кабриолеты имели достаточно стремительную форму и уже
объединённый с кузовом багажник, доступ в который обеспечивал люк
снаружи.
Лидерами в производстве роскошных авто были Дьюзенберг, Паккард
и Кадиллак. Дорогие шикарные модели предлагал ещё ряд изготовителей, но
их объёмы продаж были несопоставимы. Обеспеченные представители
среднего класса передвигались на солидных элегантных Бьюиках и
Крайслерах.
Великая Депрессия резко сократила спрос на любые товары. Автомобиль стал
роскошью или последним средством выбиться из нищеты, снявшись с места в
поисках новых возможностей для заработка. Безработные колесили по
стране на допотопных Чэлмерсах и Мунах, немногие удержавшиеся на ногах
представители среднего класса – врачи и служащие – ездили на Хадсонах и
Крайслерах, солидных, вместительных, но без излишеств.
Стал оформляться облик американского автомобиля – надёжного укрытия для
его хозяина от любых невзгод. Кинематограф демонстрировал автомобилиста,
закуривающего в своей машине, беседующего с дамой вдали от посторонних
глаз, приезжающего под вечер на подъездную дорожку, усыпанную крупным
песком, ведущую к уютному коттеджу. Новое авто символизировало достаток и
стабильность.
Даже неискушённым американцам Эдсел показался чересчур громоздким и вычурным. (Фото: Д. Леонтьев, личный архив)
Началась
война, а когда оставшиеся в живых солдаты стали возвращаться домой, то
первым делом старались воплотить свою мечту об уютном семейном
гнёздышке, коттедже, барбекю на лужайке. И конечно о новом авто, на
котором они гордо повезут своё потомство в школу, а в выходные – играть в
«тарелочку» на поляне, запускать змея и пить кока-колу. Недаром
автомобильная реклама тех лет показывает сплошную семейную идиллию.
Ну, а затем Америка принялась делать деньги, и автомобиль стали
представлять верным спутником преуспевающего делового человека.
Достаточно многие тогда стали приобретать Кадиллак, те же, кому он пока
был не по карману, выгодно в рассрочку покупали Меркури, ДеСото,
Олдсмобайл последней модели.
Дизайн американского авто
той поры, казалось, был взят прямиком из футуристических комиксов. Дабы
сделать легковую машину похожей на ракету, ей наращивали передние и
задние крылья, бамперы украшали подобием снарядных головок, нередко со
стабилизаторами, ради пущей наглядности.
На капоте ставился «прицел», в салоне с помощью контрастной отделки
выделяли «кокпиты» для водителя и пассажиров, приборная панель
оснащалась подсвеченными циферблатами в глубоких «колодцах». Кнопки и
рычажки выглядели так, будто служили для запуска ракет и приведения в
действие лазерных пушек. Мой папа – покоритель Вселенной!
Этот ажиотаж был отражён в выступлениях знаменитого эстрадного комика Боба Хоупа и газетных карикатурах.