Хороший японский мастер боевых искусств, как правило, пишет хорошие хокку. «Писать
хокку надо так, как воин бросается на опасного противника» (МацуоБасё).
Тут, можно сказать, два в одном, как в огуречном лосьоне: первое – нет
иного
способа выйти живым из неравного боя, как «броситься на опасного
противника», и второе – воюют в том же состоянии, в котором пишутся
стихи - Дом Хокку . Краткая справка: МацуоБасё (XVII
век от Р.Х.) – это наше всё. Он посмертно причислен к бодхисатвам (к
лику святых буддийского пантеона) за свой вклад в практику дзен. Между
прочим, отсюда следует, что бой – это высокая поэзия. И еще один
интересный вывод: можно, значит, отрабатывать состояние яростной атаки
за письменным столом или на прогулке. Давайте наведём фокус на это дело,
и разберёмся в том, что такое хокку, как их писать, и какова, всё-таки,
связь поэзии с воинскими искусствами. Начнём
с последнего: поэзия хокку, как и боевые искусства, это практика
дзен-буддизма. И тут, мы обязаны коснуться сути этой
религиозно-философской системы. Будем, при этом, следовать поучениям VI патриарха дзен-(чань-) буддизма Хуэй-Нена (VII век от Р.Х.). Именно им и следовал МацуоБасё.
|